На одном из полигонов Японского моря 13 июня 1973 года атомная ракетная подводная лодка К-56 проекта 675 осуществляла зачетные стрельбы. Старшим начальником в море выходил заместитель командира дивизии ракетных атомных подводных лодок капитан первого ранга Ленислав Сучков. В сопровождении ракетного крейсера «Владивосток» ПЛ К-56 возвращалась на базу прибрежным фарватером. Около часа ночи 14 июня в надводном положении подлодка огибала мыс Поворотный в заливе Петра Великого...
Именно с крейсера за два часа до столкновения засекли надводную цель, которая шла навстречу подводной лодке со скоростью 9 узлов. Расстояние между ними было около 40 миль. Эта ситуация никаких опасений не вызывала. Радиолокатор на К-56 не включили, положившись на зоркость верхней вахты. Во время стрельбы РЛС весь день работала с предельной нагрузкой. Была необходима пауза, и станцию вывели в так называемый «горячий резерв». И лишь когда до столкновения оставалось пять минут, включили навигационную станцию. На экране появились отметки сразу четырех целей, однако кто, куда и как движется, определять уже времени не хватало. Ходовые огни научно-исследовательского судна «Академик Берг» сигнальщики обнаружили за две минуты до столкновения. Находившийся на мостике старпом предпринял попытку избежать удара, однако время было упущено. «Академик Берг», шедший со скоростью девять узлов, ударил подлодку К-56 в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе четырёхметровую пробоину. В течении нескольких минут затопило 2-й отсек, офицеры находившиеся в отсеке загерметизировали переборки изнутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором после затопления аккумуляторных ям. В первом отсеке осталось 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся с поступлением воды, пока командир ПЛ К-56 не выбросил лодку на отмель. На следующий день прибывшие спасательные суда завели под К-56 понтоны, лодку сняли с отмели и отбуксировали в док. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, пять мичманов, пять матросов, один гражданский специалист из Ленинграда.
КАПИТАН 1 РАНГА КУРЬЯНЧИК Н.Н. В своих работах и статьях я неоднократно ссылался на нестандартные действия экипажа ПЛА К-56 по борьбе за живучесть при навигационной аварии после столкновения с БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) "Академик Берг". Как говорится, материал получил резонанс, появились вопросы. Попробую раскрыть тему шире, тем более, что еще живы участники той далекой трагедии, в том числе и у нас на Камчатке. С одним из них, А. Ю. Грушевым, мне недавно довелось поговорить на эту тему более подробно. И я считаю, что этот материал достоин внимания ("это нужно не мертвым, это нужно живым").
Александр Юрьевич был на том выходе молодым лейтенантом и исполнял обязанности КГДУ-4 (командира группы дистанционного управления) и командира десятого отсека. Итак. 14 июня 1973 года ПЛА К-56 проекта 675 ("раскладушка") после успешного завершения программы экспериментальных ракетных стрельб крылатыми ракетами П-6 с задержкой (это когда первая выпущенная ракета выполняет роль разведчика, ретранслятора и целеуказателя остальным) полным надводным ходом - с забросом оборотов - неслась в базу. Где-то рядом следовал артиллерийский крейсер с руководителем стрельб. Перед мысом Поворотный руководитель попрощался с подводниками и дал "добро" на возвращение в базу: "Вы нам больше не нужны, следуйте по плану". На лодке для надежности находились практически два экипажа - капитана 2 ранга Четырбока (сдавший) и капитана 2 ранга Хоменко (принявший). Старшим на борту был заместитель командира соединения капитан 1 ранга Сучков. Казалось бы, все трудности позади, стрельбы завершены успешно и... летний отпуск сдавшему экипажу. Вот он, мыс Поворотный - Приморье, залив Петра Великого - а там и родная база в бухте Павловского. Последняя ходовая вахта, заступившая в 00.00 и - к пирсу. В работе один реактор и две турбины. На мостике командирскую вахту нес старпом, капитан 3 ранга Петров (будет разжалован до капитан-лейтенанта), а также там находился капитан 2 ранга Четырбок. Вскоре после заступления вахты вниз прошла команда: "Видимость более 20 кабельтовых, прекратить подачу туманных сигналов, выключить МРК!" Противотуманные сигналы - это гудки ("Тифон", "Сирена"), удары в рынду. МРК - навигационная радиолокация. Проблескового огня на лодках тогда еще не было. Вроде, все нормально... Но за мысом Поворотный неожиданно наскочили на полосу плотного тумана. Видимость - ноль! Последовала команда: "Включить МРК!", но уже прошло около часа с момента выключения, и электронные лампы успели остыть. Для прогрева и начала работы МРК требовалось время - около 20 минут. Застопорить ход не успели. В 01.05 из тумана выплыл кованый форштевень ледокольного типа - "Академик Берг". Столкновение неизбежно! "Обе турбины - реверс! Лево руля!" - скомандовал с мостика вахтенный офицер, но было поздно. Форштевень колуном въехал в правый борт лодки, ее нос отбросило влево, и корабли "разошлись". "Берг" удара даже не ощутил и ходом в два с половиной узла как ни в чем ни бывало пошел дальше. Его нашли и задержали только через два с половиной часа после столкновения со слегка поцарапанной краской на носу. Лодке удар пришелся в переборку между первым и вторым отсеками, больше во второй по ходу. В носу удар был столь сильным, что многие получили травмы и шок, а в корме он был еле ощутим. Прочный корпус получил пробоину высотой в 3,7 м и площадью в 2,5 кв. м. Это означает, что второй отсек был затоплен практически мгновенно. Борьба за живучесть в нем длилась всего две с половиной минуты. Но и это короткое мгновение высветило своих героев и героев не очень... Шестеро человек успели покинуть аварийный отсек, но за это их никто особо не попрекал: остались живы - и ладно. Это начхим, замполит, два молодых матроса-вестовых и двое ракетчиков - гражданский и представитель ракетно-технической базы. Начхиму удар форштевня пришелся прямо в голову, а затем на него обрушился столб воды. Он был в шоке и побежал, схватившись за разбитую голову. Остановили его только на Пульте ГЭУ в седьмом. Замполит и несколько офицеров играли в "кошу" после вечернего чая в кают-компании, вестовые убирали со столов. Во втором отсеке находилось тридцать три человека. Большинство спало - они уже не проснулись никогда. Был во втором и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Леонид Матвеевич, бывший штангист, кандидат в мастера спорта. Он-то и загерметизировал кормовую переборку второго отсека, подавил панику и ценой жизни спас корабль. После вскрытия отсека его так и нашли - на рукоятке переборочной двери. Он также вышел на связь по аварийному телефону (слышат все, кто снял трубку), правильно оценил обстановку и дал рекомендации по спасению личного состава аварийного отсека. Но... на нее в Центральном не успели отреагировать. Последние его слова были: "...до подволока один метр, прошу разрешения перейти в первый отсек, иначе мы все погибнем!" На лодках этого проекта все переборочные двери расположены на верхней палубе, в первый тоже поступала вода, и до подволока оставалось всего полтора метра. Но там все остались живы.
Там тоже были свои Герои и свои проблемы - не на всех хватило аппаратов ИДА-59. Смерть у большинства спящих во втором наступила от утопления, а у тех, кто успел проснуться и выбежать на верхнюю палубу - от удушья. Дело в том, что во втором отсеке размещалась одна группа аккумуляторных батарей, и при заливании морской водой из нее обильно выделяется хлор (это выяснилось сразу после вскрытия отсека). Впоследствии подводники предлагали спорткомитету по тяжелой атлетике проводить ежегодный турнир на приз памяти Пшеничного в честь своего богатыря-спасителя. Но "компетентные органы" отказали в этом малом признании великого подвига Сильного Человека. За державу обидно: настоящие подвиги Сынов Отечество всячески пытались скрывать и замалчивать, и, как результат - появились "новые русские", подонки, которые предали и продали нашу Родину за мнимые "общечеловеческие ценности" западной цивилизации, где нам места под солнцем нет... Мгновенное затопление второго и первого отсеков снизило запас плавучести и продольной остойчивости практически до нуля, привело к ряду коротких замыканий в основной силовой сети и срабатыванию аварийной защиты реактора и турбин. К счастью, эта лодка по обводам и архитектуре гораздо ближе к надводному кораблю, чем к классической современной подводной лодке, напоминающей дирижабль. В надводном положении на ходу она не зарывается, а выходит на редан. Лодку мог спасти только ход и решительные действия командира, самоотверженность экипажа. Первый шок прошел, и началась борьба за живучесть. При срабатывании АЗ вся нагрузка падала на одну оставшуюся группу батарей в третьем отсеке, и она разрядилась до 70 вольт (против допустимых 170). Дизель-генератор без погибшего механика запустить не решались и шли полным возможным надводным ходом, на грани фола. С таким состоянием аккумуляторных батарей и основной силовой сети навигационная авария могла запросто перейти в любой другой вид аварии с последующей гибелью всего корабля с экипажем. Люди отлично понимали это и действовали соответственно. Штурман лихорадочно искал отмель, в которую можно было бы ткнуться носом, не разбившись о камни. А на помощь уже спешил морской буксир-спасатель и спасательное судно ТОФ "Жигули".
Наконец, в одной из бухточек смертельно раненая лодка нашла отмель, но стоило застопорить ход - и она сразу теряла остойчивость, начинала валиться на борт. Борьба за живучесть продолжалась. Первым к аварийной лодке подошел торпедолов с начальником электромеханической службы соединения капитаном 1 ранга Бойко, который сразу же возглавил дальнейшую БЗЖ лодки. Запустили дизеля, начали вывод главной энергетической установки, приняли питание от спасателей, вывели личной состав из первого отсека и сняли съемный лист погрузки АБ во втором. Оттуда сразу же пахнуло смертельным запахом хлора. "Идашкой" для спасения попытался воспользоваться только корабельный врач, но и он не успел. Живых во втором не было. Снарядили двух нештатных водолазов - офицера-КИП-овца и мичмана-трюмного. Через некоторое время водолазы выскочили из второго отсека, как ошпаренные: "Они там живые, шевелятся!!!" В подводной невесомости погибшие моряки свободно парили в вертикальном положении и казались живыми. Стоило к ним слегка прикоснуться или даже приблизиться, как они начинали двигаться, шевеля руками... их лица и позы были ужасными. Экипажные водолазы не были психологически подготовлены к такой встрече, пришлось для извлечения тел погибших вызывать боевых пловцов ПДСС, которые еще и не то видали. К аварийной лодке прибывали все новые силы и средства. В дальнейшем борьбу за живучесть возглавил заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов. Пробоину в первом заделали быстро схватывающимся цементом. В ее заделке участвовал сам замкомандующего, и здесь произошел курьезный случай. Боцман, заметив нерасторопность какого-то "матросика", наехал на него по полной схеме: "Эй, боец, раз твою так, ты что шевелишься, как ...?! Ты чей вообще? Чтой-т я тебя не припомню..." Матросик слегка опешил, а потом представился "как учили". Тут уже боцману сделалось дурно: "Прошу прощения, тащ адмирал! Боцман К-56 мичман такой-то!" Адмирал ответил: "Ничего, ничего, боцман, работаем дальше. Чего шевелишься, как ... ?" Боевая ничья... Первый осушили, ко второму прикрепили понтоны, и лодку отбуксировали в док, в Чажму. Похоронили погибших... В доке временно заделали пробоину и ушли в Большой Камень на восстановительный ремонт. Конечно, провели расследование, взяли со всех подписку о неразглашении. Виновных строго наказали, отличившихся особо не отмечали, никого не наградили - даже посмертно. Что ж, может, оно, конечно, и правильно? Нестандартные инициативные действия командира лодки капитана 2 ранга Хоменко по борьбе за живучесть оценили по достоинству: не сняли, не разжаловали, не посадили. На вопрос комиссии: "Почему вы приняли такое оригинальное решение по БЗЖ?" он отвечал: "Меня так учил заместитель командира соединения по ЭМС капитан 1 ранга Бойко." Что ж, была школа, была Система. И кто говорит, что она была неэффективна - плюньте тому в лицо. Через шесть месяцев (!!!) 19 февраля 1974 года после завершения ремонта лодка вышла на ходовые испытания. Представьте себе такое нынче - при "эффективной рыночной экономике" России! Но и теперь предостаточно людей "от власти", предпочитающих все скрывать и замалчивать. Их страусиные действия смертельно пагубны... И - немножко о собственно виновнике-то аварии, о БМРТ "Академик Берг". Он шел на ВЫХОД по ВХОДНОЙ линии фарватера безо всяких мер предосторожности и безопасности. И ему, по сути дела, ничего не было, хотя основная вина за столкновение на нем! А на самом деле БМРТ "Академик Берг" был разведывательным кораблем (БРЗК проекта 394б), замыкавшимся в своем подчинении на ГРУ и Генштаб. Ледокольного типа, водоизмещение - 4300 тонн (у ПЛА в надводном положении - 4500 тонн), мореходность неограниченная, автономность 100 суток, дальность плавания 13000 миль (это из "Справочника ВМФ СССР 1945-1991 гг." Кузина и Никольского). ГРУ и Генштаб в то время имели и вес, и силу, а потому своих в обиду не давали. Тем более, что удар пришелся лодке в правый борт... Еще совсем недавно А. Ю. Грушев - а он работает механиком на пожарном буксире-спасателе в морпорту Петропавловска-Камчатского) наблюдал своего "старого знакомого" - недоброго старого знакомого - в рыболовном предприятии "Акрос", но, видать, время берет свое, и он тоже пошел "на иголки" корейцам или китайцам...