Дизельная подводная лодка «Металлист» в отечественном военно-морском флоте прослужила сорок лет. Но еще более значительным рекордом стала воистину драматическая история этой подлодки. ПЛ «Металлист» была построена в 1916 году в Канаде на судостроительной верфи «Бритиш Пасифик Консгрукшэн энд Инжэнэринг по проекту «602-СР» Морское ведомство Российской империи приобрело подлодку 19 сентября 1916 года и в разобранном виде (секциями), она была доставлена во Владивосток и далее по железной дороге - в Николаев. В списки ЧФ как подводная лодка АГ-21 официально была зачислена 21 августа 1917 года.
24 июня 1983 года в 23 часа 35 минут в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения для перископного наблюдения за обстановкой затонула АПЛ К-429. Значимость последующего подвига ее экипажа состоит в том, что из терпящей бедствие на глубине 40 м подводной лодки впервые в мире, о чем могу судить при исследовании многих подобных случаев, смогли подняться на поверхность 104 человека...
Данный материал направлен, прежде всего, на ознакомление широкого круга читателей с возможностями спасения экипажей затонувших подводных лодок (не является руководством к действию). Вся информация, фигурирующая здесь, взята из открытых источников и не детализирована под конкретные проекты подводных лодок. За основу взяты подводные лодки и средства спасения, находившиеся и находящиеся поныне, в ВМФ России. Так же не будут рассмотрены и проведены разборы аварий подводных лодок и действия экипажей и должностных лиц...
4 августа 1985 года подводная атомная лодка «Комсомолец» погрузилась на глубину 1027 метров, установив безусловный рекорд. Даже спустя тридцать лет ни одна подводная лодка в мире не смогла повторить такое достижение...
На одном из полигонов Японского моря 13 июня 1973 года атомная ракетная подводная лодка К-56 проекта 675 осуществляла зачетные стрельбы. Старшим начальником в море выходил заместитель командира дивизии ракетных атомных подводных лодок капитан первого ранга Ленислав Сучков. В сопровождении ракетного крейсера «Владивосток» ПЛ К-56 возвращалась на базу прибрежным фарватером. Около часа ночи 14 июня в надводном положении подлодка огибала мыс Поворотный в заливе Петра Великого...
Героизм подводников во время аварий на подводных лодках. Подавляющее большинство отечественных подводников в критических ситуациях проявляют незаурядное мужество и силу воли. Многочисленные ЧП с подлодками, к сожалению, давали для этого немало поводов. Аварийная ситуация вынуждает экипаж лодки действовать быстро и решительно. Не всегда это приводит к успеху, и тогда корабль гибнет. Но иногда героизм людей, пожертвовавших своей жизнью, спасает лодку и предотвращает еще большие жертвы. Остановимся только на трех авариях, происшедших с первенцами советского ядерного флота...
Основным назначением спасательного снаряжения подводника (ССП) является: – самостоятельное спасение личного состава из аварийной подводной лодки методом свободного всплытия с глубин до 220 м и методом выхода по буйрепу с глубин до 100 м; – спасение личного состава из аварийной подводной лодки средствами поисково-спасательной службы с глубин до 200 м при выполнении мероприятий, предусмотренных действующими Правилами выхода личного состава из аварийной подводной лодки (ПВ-ПЛ-99)...
Вопросам спасения личного состава с затонувших ПЛ в нашей стране всегда уделялось большое внимание. Уже в 1930-е гг. благодаря работам группы врачей-физиологов под руководством академика Л.А. Орбели удалось определить физиологические требования к изолирующему подводному кислородному прибору, в результате чего были созданы кислородные аппараты Э-1, Э-4, Э-5, а затем индивидуальный спасательный аппарат «ИСА», обеспечивающий выход на поверхность из затонувшей ПЛ. В 1936 г. было разработано «Временное наставление но выходу людей из затонувшей ПЛ».