Первая подводная лодка. Кто её первый построил? В 1624 году голландец Корнелиус ван Дреббель живущий в Лондоне выстроил первую субмарину. Она в пору деревянных кораблей тоже имела деревянный корпус, герметичности которого достигали, обтягивая его промасленной кожей. Для погружения подлодки под воду специальные меха заполняли заборной водой. Подводная лодка плавала по Темзе на глубине 5 метров, и на ней несколько лет катали пассажиров. Передвигалась она по реке при помощи двенадцати гребцов, которые гребли веслами…
Представьте себе, как тяжело это было: весло надо было повернуть в уключине так, чтобы лопасти, двигаясь против движения лодки, оказывали наименьшее сопротивление, затем повернуть еще раз, чтобы лопасти загребали воду, рвануть весла на себя и вновь повторять все с начала.
Неосуществленный проект и первая субмарина, которая вмещала от силы восемь человек, двигалась с помощью весел. А где еще использовались весла в век парусов? Чаще всего на лодках. Да и сейчас еще катера на всякий случай припасают весла. Видимо, поэтому мы теперь называем подводные суда подводными лодками. Звучит это, например, так: «многоцелевая атомная подводная лодка», если даже и размерами и водоизмещением она намного больше теперешних надводных кораблей.
Кто же первый построил подводную лодку в России? В 1700 году разразилась война со Швецией за выход России к Балтийскому морю, которая продолжалась 21 год. В это время Петр I реорганизовал армию и начал создавать Балтийский флот. Потребовались умельцы, которых собирали со всей России в новую столицу Санкт-Петербург. Среди них был крестьянин из подмосковного села Покровское плотник Е. Никонов. Несмотря на одержанные русскими генералами победы, в том числе в 1714 году при Гангуте, мир не был заключен. Петр, продолжая строить флот, обратил внимание на предложение Никонова построить подводную лодку, или, как он ее назвал, «потаенное судно».
Модель судна была построена на Галерном острове в 1724 году. Никонов собирался оснастить подводную лодку десятью медными трубами, которые были заполнены порохом. Пламенем горящего пороха он рассчитывал поджигать деревянные корабли противника.
Однако при спуске судна со стапеля его повредили. Лодку починили, но при вторичном спуске на воду случилась еще одна поломка. А после кончины царя Петра оказалось, что лодка стала никому не нужна. Первая атака субмарины
Во время войны в Северной Америке (1775—1783) тринадцати английских колоний за независимость совсем не было военного флота. Английский же флот, блокировав побережье, нарушал снабжение колоний. Тогда школьный учитель Д. Бюшнелл спроектировал одноместную субмарину из дерева, обшитого листами меди. Ее яйцевидный корпус больше походил на бочку, но имел башенку с иллюминаторами, два винта в виде винтов Архимеда: один горизонтальный, другой вертикальный, и маленький руль. Ее назвали «Черепаха», по-английски — «Тартл». Снизу закрепили якорь и груз для устойчивости — в морской терминологии это называется остойчивость. Для любого судна важно, когда на море качка, не перевернуться, а как ванька-встанька возвращаться в первоначальное положение из крена.
Для погружения под воду небольшой бак заполняли водой, а для всплытия воду откачивали ручным насосом. Бак служил балластной цистерной. Субмарина приводилась в движение гребными винтами, которые вращал ногами подводник, нажимая на педали, как это делает велосипедист.
На башенке была установлена труба, соединяющая внутреннюю полость с атмосферой. Следовательно, погружаться ниже этой трубы «Тартл» не могла. Субмарина была вооружена миной, начиненной 65 кг пороха, который поджигался запалом с помощью часового механизма.
Предусматривалось, что подводник должен был приблизиться к стоящему вражескому кораблю, буравом просверлить отверстие в его деревянном днище и прикрепить к днищу мину, прикрепленную к бураву, затем запустить часовой механизм и отойти на безопасное расстояние.
В 1776 году доброволец, сержант Э. Ли, подошел на этом аппарате к английскому фрегату «Игл», который блокировал порт Нью-Йорк, но не смог просверлить медные обшивки днища корабля. Какую ошибку допустил Наполеон Бонапарт
Во время войны Франции с Англией американский художник-самоучка Роберт Фултон предложил правительству Франции построить субмарину.
Он утверждал, что субмарины смогут снять блокаду берегов английским флотом, которая нарушала торговлю Франции. Предложение было одобрено. В 1798 году на реке Сене была испытана модель. Полноразмерную субмарину Фултона назвали «Наутилус». Корпус подводного корабля был склепан из медных листов: длина его была 6,3 м, ширина — 2 м. Благодаря сигарообразной форме снижалось сопротивление движению в воде.
На носу лодки выступала рубка с иллюминаторами для осмотра поверхности моря. На ней сверху размещался входной люк. Балластные цистерны крепились снизу корпуса. Они наполнялись и опорожнялись ручными насосами.
«Наутилус» плыл под водой благодаря усилиям трех матросов, которые вращали гребной винт, расположенный за кормой. На поверхности моря матросы гребли веслами или поднимали складывающуюся мачту с парусом.
Для изменения глубины погружения Фултон впервые установил на ней горизонтальные рули наподобие рыбьих плавников. При движении вперед отклонение передней кромки руля вверх выводило субмарину на поверхность моря. Чтобы спуститься глубже, надо было отклонить переднюю кромку плавника-руля вниз. Дополнительно к рулям-плавникам на «Наутилусе» был гребной винт, закрепленный как у вертолета. Этим винтом пользовались для совершения вертикального маневра, когда субмарина стояла на месте. Она могла опускаться вниз или подниматься вверх.
Фултон предполагал, что будет возможно прикреплять к неприятельским кораблям мину с электрическим запалом, начиненную порохом. Он называл ее «Торпедо», так называется морской электрический скат, поражающий добычу электрическим разрядом.
В 1800 году «Наутилус» испытали в гавани Гавра. В результате 20-минутного плавания он подорвал старую баржу.
Однако первый консул Франции Наполеон Бонапарт, готовясь к войне на суше, потребовал дальнейших ассигнований на армию, и в результате эксперименты Фултона прекратились.
И хотя вряд ли субмарина Фултона могла бы предотвратить разгром объединенного флота Франции и Испании у мыса Трафальгар, который произошел 21 октября 1805 года, многие считают, что Наполеон допустил ошибку, прекратив испытания «Наутилуса». Ведь война еще длилась до 1815 года, а субмарины могли бы снять блокаду побережья Франции английским флотом.
Фултон уехал в Англию и предложил свое изобретение английскому правительству.
Англичане купили чертежи «Наутилуса» и положили их «под сукно». Адмирал Сент-Винсен даже заявил: «Не обращайте внимания на это предложение. Если мы воспользуемся им, иные страны сделают то же, и нашему превосходству на море будет нанесен величайший удар».
Вернувшись в США, Фултон построил один из первых колесных пароходов, который назвали «Клермонт», но субмаринами он больше не занимался.