В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной лодки...
Противник сразу же начал сбрасывать бомбы. Подводная лодка М-32 не могла уйти из-под обстрела, так как глубина под килем не превышала 4 м. Близкие взрывы глубинных бомб вызвали сильную ударную волну, под ее действием лопнули задрайки крышек. Люк в рубке открылся, и отсек стал быстро заполняться водой.
Вода через шахту перископа стала перетекать в центральный пост. На судне погас свет. Яркие сигнальные флаги всплыли из затопленной рубки, обнаруживая точное положение подводной лодки. Солярка стала вытекать из топливной цистерны, создавая на поверхности моря жирные пятна.
В третьем отсеке моряки уже стояли по грудь в воде. Залило радиорубку, в которой находились все приборы. Кроме того, из строя вышло управление вертикальным и горизонтальным рулями, отказали компасы, разбились часы, тахометры и амперметры. Масляная и солярная магистрали оказались разорванными. Короткое замыкание проводки вызвало пожар на борту подлодки М-32.
А в это время немецкий «Змеул» продолжал сбрасывать новые бомбы, которые, разрываясь, создавали на субмарине новые повреждения. Наконец противник решил, что ему удалось уничтожить М-32, и бомбометание прекратилось. Трижды о корпус подводной лодки ударился лот, спущенный
с вражеского авианосца для проверки гибели М-32. Подождав еще 15 минут, «Змеул» удалился. Однако враг просчитался. С первых минут бомбардировки экипаж начал бороться за жизнь своего корабля. Морякам удалось предотвратить гибель М-32. Они смогли осушить затопленные отсеки и поднять лодку на поверхность. Большой дифферент на нос заставил командира отдать приказ матросам выходить на палубу через люк кормового отсека.
Четверо суток занял переход к Кавказскому побережью, лодка плыла над водой. Компас починить не удалось, и подводники ориентировались по звездам. Радиоаппаратура также оставалась неисправной. Дизель неоднократно останавливался, так как топливо смешалось с водой.
Подводной лодке пришлось преодолеть 600 миль в условиях штормовой погоды, когда ветер и волна доходили до 6 баллов. М-32 постоянно держала артиллерийское оружие наготове.
«Борьба личного состава за живучесть корабля была тяжелой, героической и возможной только для людей, в совершенстве владеющих своей техникой, сильных своей организацией и воспитавших в себе высокие боевые качества хладнокровия, бесстрашия, моральной и физической выносливости», – так оценил сражение подводной лодки М-32 командир бригады контр-адмирал П. И. Болтунов.
Огневым валом в военно-морском деле называется сплошная огневая завеса перед фронтом своих кораблей. Перенос огневой завесы осуществляется, как правило, одновременно всеми кораблями по сигналу командира.