Подготовка подводников Русского Императорского Флота
Подготовка подводников Русского Императорского Флота
Опыт строительства и боевого использования подводных лодок выявил необходимость специальной подготовки офицеров и команд для этих кораблей нового типа. Инициатором в этой области был капитан 1 ранга Э.Н.Щенснович - бывший командир броненосца «Ретвизан», участник войны с Японией, который был назначен 5 апреля 1905 года в правление Балтийского завода на должность заведующего подводными миноносцами, а затем получил назначение на должность заведующего подводным плаванием на Русском Императорском Флоте и председателем комиссии по испытанию и приемке новых подводных лодок. По специальному докладу Э.Н.Щенсновича о необходимости подготовки кадров подводников была назначена комиссия, которая следующим образом сформулировала свое мнение по этому вопросу: «Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки; здесь каждый должен точно знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются, а потому все служащие на подводных лодках должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать отлично экзамен по установленной программе».
8 февраля 1906 года на рассмотрение Государственного совета был внесен проект организации Учебного Отряда Подводного Плавания. Еще до его утверждения в Либаве уже началось комплектование отряда в составе учебного судна «Хабаровск» и подводных лодок «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». На этих подводных лодках начали заниматься 7 офицеров и 20 матросов разных специальностей. Офицеры занимались самостоятельно, а матросы - под руководством инструкторов непосредственно на лодках.
Командиром Отряда был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович. Развивая свои соображения по организации Отряда, он поставил вопрос о создании в Либаве основательной материально-технической базы и предложил: «вырыть в порту бассейн для стоянки в нем двадцати подводных лодок и соединить его с Либавским каналом для выхода лодок в море; устроить в бассейне для швартовки лодок пирсы (временно - боны); построить па берегу станцию для пополнения на лодках запасов электрической энергии и сжатого воздуха и установить опреснитель для получения дистиллированной воды; достроить в порту эллинг с ДОК-мостом для подъема в него с воды лодок на зимний период; выделить на берегу казармы для размещения команд и офицеров и оборудовать в них кабинеты и лаборатории для занятий».
27 марта «Штат Учебного Отряда Подводного Плавания» был утвержден. На первых порах после оформления в Отряде никаких теоретических занятий не было; обучение проводилось исключительно практически, на подводных лодках. Целью занятий явилось: «обучить личный состав подойти к неприятелю незаметно и попасть в него миной». В штате отряда состояли 7 обучающих офицеров и 20-30 кондукторов и унтер-офицеров. Курс обучения составлял 10 месяцев для офицеров и от 4 до 10 месяцев для матросов. Окончательно класс сформировался к 1909 году, тогда же определены программы и порядок обучения, составлены учебные пособия. Принимались офицеры, прослужившие на надводных кораблях три года и пригодные по состоянию здоровья служить на подводных лодках.
Курс обучения делился на два периода. С ноября по март офицеры-слушатели изучали теоретические основы материальной части подводных лодок, вооружения, технических средств и общенаучные предметы (теория подводных лодок, устройство подводных лодок, девиация, двигатели внутреннего сгорания, электротехника, физика, минное дело, водолазное дело, маневрирование и другие). Во втором периоде, с апреля по сентябрь, слушатели практиковались на подводных лодках, последовательно исполняли обязанности матросов по всем специальностям экипажа и помощника командира, упражнялись в управлении лодками и проводили учебные торпедные стрельбы, участвовали в тактических учениях. Общая продолжительность обучения составляла 10 месяцев. До первой мировой войны класс подводного плавания закончили 45 строевых офицеров флота, 4 инженер-механика, 5 корабельных инженеров, 2 военно-морских врача и 3 офицера по адмиралтейству. Прошедшим полный курс теоретического и практического обучения и успешно сдавшим выпускные экзамены, циркуляром Главного морского штаба присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение специального нагрудного знака «Офицер подводного плавания», утвержденного 26 января 1909 года. Знак, изготовленный из серебра, представлял собой круг, образованный якорь - цепью. Внутри круга - вертикально поставленный, обвитый канатом якорь Холла и горизонтально расположенный силуэт подводной лодки.
Предусмотренные планы строительства и оборудования, включая создание бассейна для стоянки подводных лодок, были выполнены полностью. Таким образом. Отряд получил благоприятные условия для выполнения возложенных на него задач по подготовке командиров подводных лодок, а также специалистов-подводников рядового и старшинского состава различных специальностей: рулевых, электриков, минных машинистов (они же трюмные), мотористов и машинистов самостоятельного управления. Последняя специальность предусматривалась ввиду отсутствия на лодках должностей инженеров-механиков, которые назначались на корабли, имеющие общую мощность главных механизмов не ниже 500 л.с. (таких машинных установок на подводных лодках в тот период еще не было). Кроме того, Отряд готовил водолазов для подводных лодок типа «Протектор», имевших водолазные камеры для выхода людей из лодки в подводном положении.
Кадры для подготовки специалистов-подводников черпались из числа офицеров и команд подводных лодок, вошедших в состав Отряда и уже имевших опыт подводного плавания. Служившие ранее па подводных лодках офицеры были подвергнуты в 1907 году специальным экзаменам. Особым циркуляром Главного Морского Штаба 68 офицерам, выдержавшим экзамены, было присвоено звание «Офицер подводного плавания».
На учебном корабле «Хабаровск» были организованы классы для офицеров и школа для обучения команд. В систему обучения стали вводиться лекции для офицеров и уроки для команд. Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам, и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на подводных лодках.
В 1908 году система и порядок обучения получили окончательную форму, которая в общих чертах заключалась в следующем. Офицеры-слушатели, поступившие в Отряд, с 1 ноября до начала апреля теоретически изучали те отрасли техники, с которыми им уже приходилось иметь дело на подводных лодках. Одновременно они изучали устройство подводных лодок всех типов, используя период ремонта, когда механизмы лодок были разобраны и доступны осмотру. Во второй период занятий, продолжавшийся с апреля по сентябрь включительно, офицеры-слушатели распределялись по подводным лодкам Отряда, причем сначала исполняли на них обязанности специалистов-матросов (рулевой, торпедной, машинной, электромеханической и водолазной частей), а затем практиковались в управлении лодкой и в стрельбе торпедами в неподвижные и подвижные щиты. Во второй половине июля и в августе, после основательного изучения лодок, офицеры знакомились с условиями службы на них в базах и походах.
Ученики-подводники комплектовались из специалистов надводного флота, окончивших ранее минную, машинную или водолазную школы, причем прохождение курса также делилось на два периода. В течение первого периода подводники изучали (в кратких чертах) устройство лодок всех типов и их механизмы, а также особенности своей специальности в применении к подводному плаванию. После экзаменов, во второй период занятий, ученики распределялись по лодкам, где закрепляли на практике свои специальные знания.
В начале октября особая комиссия от флота проверяла знания офицеров и матросов, окончивших курс обучения. Выдержавшие испытания назначались на подводные лодки, а офицеры, кроме того, получали звание «Офицер подводного плавания». Общая продолжительность прохождения курса офицерами составляла 10 месяцев, а матросами — от 4 до 10 месяцев в зависимости от специальности и степени подготовки. Курс боевой подготовки заканчивался учебными торпедными стрельбами. Торпедные атаки производились по учебному судну «Хабаровск», а также по договоренности с командирами по другим военным кораблям, приближавшимся или выходившим из порта.
Обучающийся офицерский состав комплектовался из офицеров надводного флота, выразивших желание служить в подводном плавании и удовлетворявших по состоянию здоровья особым условиям службы на подводных лодках. Впоследствии к этому прибавилось требование, чтобы офицер, поступающий в число слушателей, прослужил предварительно на надводных кораблях не менее трех лет. Служившие в Отряде Подводного Плавания офицеры различных специальностей (флагманские специалисты, корабельные инженеры, врачи, а с вступлением в строй подводных лодок с двигателями мощностью свыше 500 л. с. - и инженер - механики) полностью проходили курс подводного плавания; при этом врачи по представлении ими специальных работ в Санитарное управление также получали звание «офицер подводного плавания» и связанные с этим права и преимущества. Ученики-матросы до 1907 года комплектовались преимущественно из специалистов старшинского звания, желающих служить на подводных лодках (также при условии хорошего здоровья).
Осенью 1907 года в Отряд был произведен первый набор (200 человек) из числа новобранцев, призванных на военную службу. Были отобраны люди, отличавшиеся хорошим здоровьем, наиболее грамотные и знающие какое-либо ремесло (слесари, токари, кузнецы и т.п.). С этого времени на Отряд была возложена и строевая подготовка новобранцев. После прохождения строевой подготовки новобранцев делили по специальностям и отправляли в Кронштадтские школы для предварительной общей подготовки по специальности; затем, по возвращении в Либаву, начинался курс подготовки специалиста-подводника.
На Учебный Отряд Подводного Плавания, кроме подготовки кадров подводников, был возложен и целый ряд других важнейших задач: учебно-боевая подготовка подводных лодок на всех морях; организация содержания в боевой готовности их материальной части и оружия; ремонт и снабжение, а также решение проблемных вопросов, связанных с постройкой и использованием подводных лодок. Все вновь построенные подводные лодки до 1914 года поступали в состав Учебного Отряда, который осваивал их, укомплектовывал личным составом и после завершения учебно-боевой подготовки выделял дивизионы подводных лодок для Черноморского и Балтийского флотов. Отряд подводных лодок во Владивостоке также комплектовался подводниками из Учебного Отряда Подводного Плавания и был подчинен ему в отношении учебно-боевой подготовки.
Учебный Отряд, которому приходилось комплектовать все строящиеся подводные лодки, вынужден был готовить больше специалистов, чем предусматривалось ранее утвержденными штатами - 150 человек. Число подготавливаемых Отрядом матросов росло с каждым годом: в 1907 подготовили (офицеры/матросы) 68/148, в 1908 - 24/170, в 1909 - 11/207. Часть мотористов, окончивших Учебный Отряд, назначалась на катера надводного флота для обслуживания бензиновых и керосиновых двигателей.
Подводные лодки Учебного Отряда за все время его существования в Либаве занимались не только обычной учебной деятельностью, но и решением целого ряда тактических задач с целью расширения практических навыков командиров подводных лодок. Так, например, производились «атаки» учебного корабля «Хабаровск», а также других военных кораблей, приближавшихся к порту или выходивших из него. Командирам подводных лодок ставилась задача атаковать идущий корабль и произвести выстрел раньше, чем лодка будет замечена. Обычно лодки стреляли учебными торпедами с мнущимся зарядным отделением. Хорошим выстрелом считалось прямое попадание в борт корабля. Такие атаки способствовали выработке правильных приемов маневрирования, поднимали веру в силу подводного оружия среди личного состава.
С каждым годом, по мере накопления опыта, учебные атаки подводных лодок становились все более успешными. Так, например, в 1912 году на командирских стрельбах слушатели показали высокие результаты. Подводная лодка «Минога» произвела 20 выстрелов торпедами и добилась 8 попаданий, что составило 40%, «Пескарь» соответственно 20/12/60%, «Стерлядь» 21/6/29%, «Белуга» 18/10/55%.
Для поднятия авторитета офицеров-подводников в 1909 году был утвержден специальный нагрудный знак для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания «офицер подводного плавания».
Ежегодно со второй половины июля и до середины сентября учебные подводные лодки Отряда покидали свою базу в Либаве и посещали другие порты Балтийского моря. Во время этих плаваний личный состав знакомился с побережьем и приучался к продолжительным переходам. Лодки Отряда участвовали в общих маневрах флота, временно прекращая учебную деятельность. Состав подводных лодок Отряда за время его существования подвергался значительным изменениям.
В 1906 году, как уже отмечалось, в состав Отряда входило 5 подводных лодок. В 1907 году к ним присоединились подводные лодки: «Карп», «Камбала» и «Карась». Последние не были превращены в учебные - на них обучался только кадровый состав, изучавший новый тип подводных лодок. Осенью 1907 года подводную лодку «Лосось» отправили по железной дороге на Черное море. Туда же была отправлена и подводная лодка «Судак», а затем «Карп», «Карась» и «Камбала». Таким образом, Учебный Отряд Подводного Плавания выделил из своего состава и укомплектовал личным составом новую часть в Черноморском флоте. Летом 1909 года в Отряд вошли две модернизированные подводные лодки - «Макрель» и «Окунь», одновременно с ними к Отряду причислили опытную подводную лодку «Почтовый».
18 ноября 1909 года совещание при Морском Генеральном Штабе нашло необходимым ввиду полного отсутствия на Балтийском море боеспособных соединений подводных сил, выделить из Учебного Отряда три подводные лодки («Окунь», «Макрель», «Стерлядь») и сформировать бригаду подводных лодок в составе: 1-й дивизион: «Окунь», «Макрель, «Минога», «Пескарь» и «Стерлядь; 2-й дивизион: «Крокодил», «Кайман», «Аллигатор», «Дракон» и «Акула».
В качестве вспомогательных судов были приданы: к 1 дивизиону транспорт «Хабаровск» ко 2 дивизиону транспорт «Европа». Поскольку «Хабаровск» отчислили от Учебного Отряда Подводного Плавания, слушателей и учеников переселили с него в береговое помещение.
За время, прошедшее с момента организации Отряда, его материально-техническая база значительно расширилась. Для занятий офицеров-слушателей и учеников устроили классы (торпедный и электротехнический), оборудовали лабораторию для исследования топлива и смазочных масел. На «Хабаровске» установили две динамо-машины, компрессоры высокого давления, опреснитель и рефрижератор; оборудовали мастерскую, склад для хранения торпед, зарядных отделений и боезапаса. В распоряжение Отряда была выделена плавучая мастерская для текущего ремонта и два посыльных судна – «Воевода» и «Славянка» (последние отчислили от Отряда весной 1909 года и вместо них в 1910 году выделили посыльное судно «Тритон»).
В 1911 году распределение подводных лодок в Балтийском море было изменено. В состав бригады подводных лодок вошли: 1-й дивизион: «Макрель», «Окунь», «Стерлядь», «Белуга» и «Минога»; вспомогательное судно - транспорт «Хабаровск»; 2-й дивизион: «Акула», «Кайман», «Крокодил», «Аллигатор» и «Дракон»; вспомогательное судно «Европа». Учебные лодки: «Сиг» и «Почтовый».
В 1912-1913 годах группировка лодок по дивизионам была снова изменена: в 1-й дивизион вошли однотипные лодки «Макрель», «Окунь», «Минога» и «Акула», во 2-й дивизион: «Кайман», «Дракон», «Крокодил» и «Аллигатор». Учебными подводными лодками Отряда при этом являлись «Белуга», «Стерлядь», «Пескарь». Опытная подводная лодка «Почтовый» и «Сиг» были сданы в порт.
Выделенные два дивизиона подводных лодок в новом составе продолжали находиться под общим командованием начальника Учебного Отряда подводного плавания. 1-й дивизион до начала Первой мировой войны назначался обычно на 2-3 месяца летней кампании для практического плавания слушателей и учеников. В 1913 году произошла реорганизация командования. Из двух дивизионов подводных лодок была организована Бригада подводных лодок Балтийского моря. С началом войны класс вместе с Учебным отрядом подводного плавания был переведен в Ревель, затем в Петербург.
Из книги «Подводные лодки Первой мировой войны»
Владимир Бойко вице-президент Союза ветеранов-подводников ВМФ Автономной Республики Крым ветеран-подводник ВМФ РФ