Главная | Регистрация | Вход

Друзья сайта

Наш опрос

Верите ли Вы в НЛО и пришельцев?
Всего ответов: 4
Главная » Статьи » Рассказы и статьи

Балаклава – место стоянки подводных лодок

Балаклавская подземная база подводных лодок своего рода военный реликт, который отличается своим богатым историческим прошлым, уникальностью, масштабами и стратегическим значением...

Уникальное расположение
Особенностью небольшого городка, является то, что бухта, в которой он расположен очень удобна для швартовки и стоянки кораблей. Со стороны Черного моря гавань не видна ни под каким углом, ее закрывают острые высокие берега, а узкий и искривлённый пролив, ширина которого всего 200-400 метров, уберегает Балаклаву от шторма. Находится в котловине: наибольшая глубина составляет 17 метров, что предоставляет возможность подводным лодкам дойти до укрытия практически не всплывая на поверхность.
Гора Таврос состоит твердой мраморовидной породы известняка толщиной 126 метров, что защищает находящийся в ней раннее секретный объект от прямого попадания атомной бомбы мощностью до 100 килотонн (средняя мощность современных ядерных боеголовок).



Гора Таврос


Небольшой исторический экскурс
Все в местности Балаклавы говорит о ее древнем происхождении, связанными с ней мифами и легендами. Ее история насчитывает более 2,5 тыс лет. Предполагается, что Балаклава это и есть Ламос – место где обитали гомеровские людоеды-великаны, описываемые в «Одиссее».
Гавань служила идеальным прибежищем таврам, которые промышляли пиратством, римские легионеры устроили здесь свой лагерь.
В средневековье в крепости Чембало устроили новую колонию генуэзцы.



крепость Чембало


После вхождения Крыма в состав Российской империи в Балаклаве расположился пограничный греческий батальон.
Во время Крымской войны, Балаклава стала важной опорной базой англичан. Британцы надеялись задержаться там надолго и затеяли грандиозную стройку: железная дорога, набережная города, пару шоссейных дорог, магазины, рестораны. Много легенд ходит о сокровищах фрегата «Принц», который затонул во время шторма у берегов Крыма. После этого происшествия пошли слухи, что он перевозил жалованье для английских солдат. Эти несметные сокровища более ста лет не давали покоя археологам и кладоискателям.
По конец 19 века Балаклава стала развиваться как морской курорт. Появились дачи титулованных особ, разнообразные лечебницы, увеселительные заведения.
Балаклава в Великую Отечественную войну важной стратегической частью защиты Севастополя. Немцам удалось завладеть ею в июне 1942 года, прошло больше года после начала войны.
Об удивительной крымской Балаклаве складывали легенды древние римляне, ее защищали легионеры из Римской империи, на нее нападали орды кочующих народов. На этой земле проходили кровопролитные баталии Крымской войны и жестокие сражения Великой Отечественной.


Грандиозное сооружение Холодной войны
О последующих годах Холодной войны могут многое рассказать пустые сейчас штольни подземного завода по ремонту подводных лодок.
Вторая мировая война после ее окончания начала плавно перетекать в Холодную войну, Советский союз и США продолжали увеличивать свою атомную мощь. Сталин решает построить базу, где бы находились лодки, оснащенные ядерными боеголовками, и были недосягаемы для противника. Как раз эти требованиям соответствовала Балаклава. Гавань сразу засекретили и перекрыли к ней доступ.
Это темное и внушительное подземелье начали строить в 1953 году, с целью сохранения секретности этот грандиозный объект назвали Городской телефонной станцией номер 825 (825 ГТС).






Базу сооружали тайно, работали в четыре смены круглосуточно. Ночью вывозили и сбрасывали в море горную породу, таким образом, создавая подземные тоннели с огромными помещениями. Поверх грунта строился металлический каркас, который закрывали деревом и заливали бетоном.
В скале получился большой подземный город общей площадью 5 100 м2, с 10-ти километровыми тоннелями и собственно канал для подводных лодок, длина составляет 700 метров. Входы, со стороны моря и бухты, для подлодок закрывается бетонными гидрозатворами с блокировкой герметическими дверями.
Строительство подземного комплекса для укрытия и ремонта подводных лодок завершилось в 1961 году. В случае ядерной атаки завод герметично закрывался и мог автономно работать 3 года, в нем была хлебопекарня, столовые, госпиталь, специальные помещения для хранения продуктов, комнаты для жилья, горюче-смазочных материалов, генераторы. Мог обеспечить защиту личного состава и всех жителей Балаклавы (на данный момент 50 тыс.), до 9 подлодок, при возникновении поломки отремонтировать их. Глубина подземного канала 8 м, ширина 8-12 м, высота 18 м, длина 380 м.
В 1961-1962 году завершено строительство еще двух цехов: минно-торпедная часть, «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для сборки, хранения и установки ядерных боевых зарядов на подводные лодки.
Интересным является тот факт, что весь завод скрыт внутри скалы и его не видно с воздуха.
Численность обслуживающего персонала комплекса составляла 100 человек.
С окончанием холодной войны отпала необходимость скрывать этот объект, но подводные лодки продолжали обслуживаться.
Завод проработал до 1993 года – были изобретены более сложные и большие подводные лодки, военно-морской флот начал использование новых типов подводных лодок. Он потерял свое стратегическое значение.
В 1995 году из подземного завода, была выведена последняя подводная лодка.



Вывод из бухты Балаклава последней российской подлодки


В 1995 году завод перешел к украинским военным, так как Украина на тот момент ни с кем воевать не собиралась, и у нее не было средств для содержания такого объекта, то он был оставлен без присмотра. Это послужило причиной разворовывания большинства металлоконструкций.




Центральная достопримечательность Балаклавы
Подземный, а точнее, подскальный объект, несмотря на свою уникальность и мощь, прекратил свое существование и стал Военно-морским музейным комплексом «Балаклава».
Туристам он интересен в первую очередь как уникальный памятник истории, который является самым большим военным объектом из ныне рассекреченных.






Подземная база подводных лодок в Балаклаве была одной из наиболее засекреченных объектов Советского союза. Его называли «подземной пирамидой Хеопса» за масштабы строительства и «черной дырой» за полную секретность.




Категория: Рассказы и статьи | Добавил: halfback (19.10.2015)
Просмотров: 2449 | Теги: подводных, лодок, Балаклава, База, Подземная | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Профиль

Конвертер валют ЦБ

Калькулятор валют ЦБР

Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Политика конфиденциальности