Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум подводников » Катастрофы на море » Катастрофы на море. Последний день "Муссона" » Катастрофы на море. Последний день "Муссона" (Катастрофы на море. Последний день "Муссона")
Катастрофы на море. Последний день "Муссона"
halfbackДата: Понедельник, 22.10.2012, 18:43 | Сообщение # 1
старшина 1 статьи
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 150
Статус: Offline
Чем дальше от нас времена Союза, тем реже мы вспоминаем о той поре. И то, как правило, по поводу или в связи с какой-нибудь датой. Сегодня - именно такая дата. Событие, произошедшее 20 лет назад, достойно самой светлой памяти. Тогда же оно оказалось задвинуто таким железным занавесом, что даже многие действующие флотские офицеры о нем не узнали.
Третий тост на флоте - за тех, кто в море. И нет при этом разграничений между павшими и живыми. Потому что моряки, если выпадает им доля встречать свой смертный час на море, не умирают. Их души переселяются в чаек, которые уже никогда с морем не расстаются. Если верить этой красивой легенде, то 16 апреля 1987 г. над заливом Петра Великого в Японском море таких чаек вспорхнуло 39. С борта боевого корабля, для которого тот день оказался последним. Трагедия, разыгравшаяся в 33 милях от острова Аскольд, по дичайшему стечению обстоятельств, накалу страстей при борьбе за живучесть корабля и спасение людей должна быть причислена к одной из самых драматичных на море в мирное время. Но в условиях только-только зарождающейся свободы слова гораздо свободнее и безопаснее было топтаться по людям и их судьбам.

В МОРЕ

Согласно плану, разработанному штабом, малые ракетные корабли (МРК) "Муссон" и "Вихрь" вместе с противолодочным кораблем МПК-117 должны были выполнить совместную зенитную стрельбу по двум ракетам-мишеням (РМ), выпущенным с ракетных катеров.

Та стрельба не заладилась с самого начала. Она, первоначально назначенная на 26 марта, несколько раз по различным причинам переносилась на более поздние сроки... Корабли отошли от стенки 16 апреля около 17.00. Примерно час понадобился, чтобы перейти в назначенный район, столько же - покрутиться в квадрате для занятия исходной позиции. Руководивший стрельбами командующий Приморской флотилией контр-адмирал Леонид Головко с офицерами штаба находился на МПК-117. Другая штабная группа во главе с 1-м заместителем командующего флотилией капитаном 1-го ранга Ринатом Тимирхановым - на "Муссоне".

СПРАВКА "ВПК"

Корабли типа "Муссон" предназначаются для нанесения ударов по надводным целям и береговым объектам противника. Длина МРК - 60 метров, ширина - 11,8. Осадка - 4 метра, водоизмещение - 700 тонн. Экипаж - 60 человек, максимальная скорость - 40 узлов. Вооружение - 6 крылатых ракет с дальностью стрельбы до 120 километров, зенитный ракетный комплекс и одна артиллерийская установка.

НА БЕРЕГУ

Подобные мероприятия, если они находятся в зоне досягаемости радиотехнических средств, всегда обеспечиваются постами наблюдения и связи - РТП. Ту стрельбу с берега "вел" РТП острова Аскольд, где мне тогда довелось быть командиром. Я находился на сигнальном посту и прослушивал работу своих моряков по выносному громкоговорящему устройству. Почти никогда я не вмешивался в их действия: они и так прекрасно выполняли свои обязанности. Но вдруг около 20 часов с КП Приморской флотилии по телефону мне поступила команда перейти на пост к радиометристу и лично выдавать данные по целям (цели - это корабли, участвующие в учении). Подобное бывает крайне редко.

Отметки от целей на экране радара высвечивались четко, но расположение их абсолютно не соответствовало даже подобию строя кораблей. Один - в центре, три остальных - на равном удалении - вокруг. В течение часа к этой группе присоединились еще две цели. С каждой необходимо было связаться, присвоить ей номер и только после этого произвести доклад в штаб. Корабли вели себя более чем странно: они не реагировали ни на один запрос с берега. Стало ясно: что-то произошло, но что - выяснить было невозможно. Молчали даже помощники оперативного дежурного в штабе, с которыми я работал непосредственно. И только когда одна из целей стремительно направилась в направлении берега, я классифицировал ее, как вертолет, потому что с такой скоростью в пункты базирования корабли не заходят - мне шепнули по проводной связи, что это катер-торпедолов везет раненых...

А еще спустя час на меня по телефону вышел оперативный дежурный адмирал Тихоокеанского флота (таких звонков вообще не было никогда) и попросил... Именно попросил, а не приказал: "Сынок, все внимание на цель под номером...". Немного помолчав, он добавил: "До последней ее минуты. Координаты доложишь мне лично".

Цель исчезла с экрана в 23.30.

В МОРЕ

После занятия кораблями исходных позиций по команде руководителя произвели пуск ракеты-мишени, которая на "Муссоне" была взята на автоматическое сопровождение. По ней ударили двумя зенитными ракетами... Они, как и положено, разорвались в зоне ее поражения. Дальше произошло непредвиденное. Вместо того чтобы упасть в воду, РМ внезапно изменила траекторию полета и навелась на "Муссон". Оттуда еще успели произвести по ней очередь из артустановки...

Поврежденная ракета влетела прямо в главный командный пункт (ГКП) корабля, где находились замкомандующего флотилией, командир корабля, офицеры штаба. Помимо ГКП, одним ударом были уничтожены ходовая, штурманская и радиорубки; практически полностью выведен из строя пост энергетики и живучести. В момент соприкосновения ракеты-мишени с МРК в ней еще оставалось горючее - все это после взрыва превратилось в страшный огонь.

Неожиданным "подспорьем" при пожаре оказались металлические корабельные конструкции. Сделанные из алюминиево-магниевого сплава (АМг), они вспыхнули, как факел, с характерным для магния свечением и разбрасыванием искр. Густой черный дым пополз по глади моря. Оставшиеся в живых моряки оказались разделенными на две группы. Одна, с вытащенными из-под обломков ранеными, собралась на баке (носовая часть корабля), другая - на юте (корма)... В центре полыхал жуткий, все пожирающий огонь.

Первоначально контр-адмирал Леонид Головко принял решение швартоваться к борту "Муссона", но тут же его отменил: боезапас, которым был под завязку начинен корабль, включая пять крылатых ракет в боевом снаряжении, мог рвануть в любой момент... Командующий Приморской флотилией по громкоговорящей связи приказал экипажу горящего МРК покинуть его. От кормы "Муссона" отошел единственный сохранившийся спасательный плотик; остальные сгорели или к ним невозможно было подобраться. Спасательные плотики, сброшенные с "Вихря", течением отнесло в сторону. Спущенный с борта МПК-117 четырехвесельный ялик погреб к "Муссону", но с бака в воду никто не прыгнул.

Люди делали все, что могли в трагической ситуации. К находящимся в завалах горящей надстройки раненым штурманам Новикову и Багдулину матросы добрались, рискуя жизнью, и, надев на них спасательные круги, сбросили за борт. Оба офицера потом были подняты из воды живыми. Многие моряки оказались заблокированными во внутренних помещениях, и о том, что они пережили в свои последние минуты жизни, лучше не думать. Особенно много людей оказалось на посту дистанционного управления (ПДУ) двигательной установкой. Кроме расписанного по тревоге личного состава, там дополнительно находилась аварийная партия и курсанты из Находкинской мореходки, проходившие на "Муссоне" военно-морскую практику. Один из старшин, хорошо знавший устройство своего заведования, сумел выйти из ПДУ в машинное отделение, а затем поднялся наверх по скоб-трапу шахты вентиляции. В повседневной обстановке выбраться наружу таким образом невозможно, но тогда "грибок", закрывавший эту шахту, был сорван взрывом. Следом за старшиной, обжигая руки о раскаленный металл, смогли выйти еще только два человека...

Помощник командира "Муссона" капитан-лейтенант Игорь Голдобин в момент попадания ракеты в корабль находился на ходовом мостике и оказался в числе тех, кого судьба пощадила. Людей, скопившихся в этом небольшом помещении, подраненная ракета-мишень разделила на живых и мертвых почти поровну. Обгоревшего, с поврежденным позвоночником, его выкинуло на верхнюю палубу взрывной волной. Когда прозвучало разрешение командующего покинуть корабль, он дал команду морякам, собравшимся на баке, спуститься в кубрик и сбросить в воду все находившиеся там матрацы и аварийные брусья. Затем достать из огня два транспортировочных контейнера для ракет зенитного комплекса "Оса" и, предварительно связав их, сбросить в воду. Только после выполнения этих мероприятий офицер приказал всем покинуть корабль. Убедившись, что на борту из живых никого не осталось, помогая раненому замполиту старшему лейтенанту Василию Загоруйко, помощник последним спустился в воду по якорь-цепи. Время было 19.20.

Эти простые на первый взгляд действия Игоря Голдобина спасли жизнь большинству из почти трех десятков моряков, поднятых из воды. Температура забортной воды не превышала 4 градусов, и, разбросанных течением, их не успели бы собрать одной шлюпкой. Очень помогли "осиные" контейнеры: моряков, висевших на них гроздьями, просто буксировали до корабля, что очень сократило время их пребывания в холодной воде.

Через полтора часа на корабле начали рваться крылатые ракеты, находящиеся в контейнерах, и артиллерийские снаряды в погребе. Зловещий "фейерверк" продолжался до 22.34. Затем еще с час чрево "Муссона" вбирало в себя воду и пыталось удержаться на плаву. Корабль затонул на глубине 2900 метров; навечно забрав с собой 6 офицеров, 5 мичманов, 23 матроса и старшины и 5 курсантов-стажеров. Спаслись 37 человек.

НА БЕРЕГУ

Государственная комиссия по расследованию причин трагедии была сформирована на следующий день. Возглавил ее первый заместитель главкома ВМФ адмирал флота Николай Смирнов. И уже 18 апреля прилетевшие спецрейсом во Владивосток члены комиссии приступили к работе. А спустя 2 дня в соединении ракетных кораблей поминали погибших: траурный митинг, короткие речи - все быстро, словно для галочки. Даже за поминальным столом сидели всего один час... Создавалось впечатление, что флотское руководство больше было озабочено тем, чтобы как можно меньше информации просочилось наружу.

Изображение Памятник экипажу "Муссона" на территории соединения ракетных кораблей. Фото Виктора СИРЫКА

Это было первое и последнее свидание родственников и членов семей погибших моряков с командованием флота и флотилии. К месту гибели их не возили. Кто-то из родственников попытался поднять эту тему, но им было вежливо отказано: "Кругом вода, что там смотреть?". Единственное, что было сделано с душой - это камень с высеченными на нем фамилиями погибших. Правда, многие не знали, что металлическую табличку делали ночью, втихаря на Дальзаводе. Официально и днем почему-то не разрешили. Единовременное материальное пособие на вдов и детей было назначено в соответствии с существующим тогда в стране законодательством. Ни о какой дополнительной поддержке ни со стороны государства, ни от флота не было и речи.

СПУСТЯ МЕСЯЦ

Проведя ряд экспериментов, госкомиссия так и не смогла разобраться в истинных причинах, заставивших ракету-мишень изменить траекторию своего полета столь непредсказуемым образом. И вину за случившееся (иначе в то время просто не могло быть) возложили на нескольких человек, включая и погибших. Во время разбора итогов работы комиссии, который проводил лично главком ВМФ, командующего Приморской флотилией контр-адмирала Леонида Головко отвезли в госпиталь с сердечным приступом. Впоследствии он был снят с должности и назначен с понижением. Настоящего мужика Игоря Голдобина уволили с флота, когда он подал рапорт с подобной просьбой. Без наград и почестей. Его никто не выгонял, но никто и не удерживал. Пенсия из-за небольшой выслуги лет назначена самая минимальная.

Комиссия сделала ряд выводов, но все они были чисто технического свойства. Причем если "меры по улучшению качества зенитных ракетных и артиллерийских комплексов для гарантированного уничтожения крылатых ракет в зоне самообороны" теоретически были приняты, то исключение использования сплавов АМг при строительстве кораблей так и осталось на бумаге. До сих пор эти сплавы, как наиболее легкие и дешевые, используются в качестве основного материала для создания корабельных конструкций.

СПУСТЯ 5 ЛЕТ

Летом 1992 г. Главный штаб ВМФ опубликовал данные об авариях на флоте за последние 10 лет. Гибель "Муссона" в этом списке не упоминалась. Объяснение было более чем простым: это не авария, а катастрофа. А согласно военно-терминологической казуистике это не одно и то же. Кстати, первая официальная публикация в центральной прессе о гибели "Муссона" прошла лишь в августе того же года в "Известиях".

Камень с металлической табличкой был к тому времени заменен на обелиск, но добраться к нему смогли очень немногие. Лишь жившие неподалеку родственники погибших и члены экипажа, оставшиеся в живых. Осилить поездку во Владивосток в то время для большинства уже стало не по карману.

СПУСТЯ 20 ЛЕТ

Чтобы эта публикация смогла максимально точно отразить события давних лет, я обратился в Центральный архив ВМФ. Никаких данных по "Муссону" там почему-то не оказалось, или просто не захотели ворошить прошлое. Апрель - не самый легкий месяц в истории мореплавания. 13-го дня 1904 г. подорвался на мине и затонул броненосец "Петропавловск" с вице-адмиралом Макаровым на борту. Спустя 8 лет и один день нашел в море свой айсберг легендарный "Титаник". В 1970 г. 8 апреля в Бискайском заливе погибла атомная торпедная лодка К-8, через 19 лет на Севере та же участь постигла подводный атомоход "Комсомолец". И все же самая неудачная судьба оказалась у "Муссона": даже память о нем и о его моряках максимально удалось спрятать под воду.

Виктор СИРЫК
капитан 1-го ранга запаса
 
Форум подводников » Катастрофы на море » Катастрофы на море. Последний день "Муссона" » Катастрофы на море. Последний день "Муссона" (Катастрофы на море. Последний день "Муссона")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Политика конфиденциальности